Российский рынок электронной коммерции остается одной из самых малоосвоенных сфер бизнеса. По данным АКИТ (Ассоциация компаний интернет торговли) доля e-commerce в ритейле страны составляет около 4%. В сфере b2b ситуация обратная: по данным Эксперт-РА, доля крупнейших заказчиков, применяющих электронные закупки, в 2015 г. возросла до рекордных 77, 4%.
Во всем мире электронная торговля развивается семимильными шагами: в Скандинавских странах и Нидерландах 88% населения активно пользуются возможностями онлайн-шопинга, в Германии это 87%, в Великобритании – 88%. Общий оборот онлайн-магазинов в Европе составляет около 180 млрд евро (2014 г.). В России этот показатель пока находится на уровне 11, 6 млрд долл. Электронные магазины совершенствуют систему доставки «на следующий день» и механизмы возврата товара, развивают сеть складских помещений и обзаводятся представителями компании в регионах потребления – все это имеет принципиальное значение для развития онлайн-коммерции в сегменте b2c.
По итогам первого полугодия 2015 г. первое место занял магазин автозапчастей EXIST с оборотом 35, 7 млрд руб.; на втором месте оказался «Юлмарт» с 15, 9 млрд руб., который претендует на звание национальной торговой онлайн-площадки. «Юлмарт» уже представил бизнес-модель интернет-ритейлера в Минэкономразвития РФ. На базе комплекса ИТ-разработок и собственной инфраструктуры «Юлмарт» планирует создать платформу электронной торговли с общероссийской сетью логистических центров исполнения заказов. А проект Ulmart Store предполагает интегрировать не только крупных игроков, но и молодых предпринимателей.
Социальная сеть «Вконтакте» также планирует стать онлайн-площадкой как для b2c, так и для b2b сектора. В сентябре 2015 года «ВКонтакте» в тестовом режиме ввел новые инструменты интернет-торговли. С их помощью сообщества получили возможность добавлять описание к каждому товару или услуге, разделять их по категориям и отображать на специальной витрине. За время тестирования новыми инструментами воспользовалось более 600 тысяч сообществ, в общей сложности они выставили на свои витрины 11 миллионов товаров. Среди них не только предметы одежды или продукты питания, но даже недвижимость. Говорить о запуске полноценного интернет-магазина «Вконтакте» еще рано: скорее, это будет платформа для коммуникации между продавцом и покупателем. По словам руководства компании, возможны два пути: первый — приложение для сообществ, решающее конкретную задачу или проблему (покупка билетов, заполнение анкеты, запись к парикмахеру и др.). Второй вариант — это внедрение сервис сообщений для бизнеса. Запуск торговой площадки социальной сети ориентировочно запланирован на вторую половину 2016 года.