Цель и функции товарной биржи. Биржи появились в XV-XVI вв. в Италии, Нидерландах, Франции. На собраниях купцов и других причастных к торговле лиц велись переговоры и заключались торговые сделки. Вот почему под словом «биржа» начали понимать собрание коммерсантов.
В России первая биржа появилась в 1703 г. в Петербурге. В 1705 г. для нее было построено отдельное здание. Почти в течение 100 лет Петербургская биржа была единственной официально признанной в России. Лишь в конце первой половины XIX вв. появляются биржи в Кременчуге (p. 1834), Одессе, Нижнем Новгороде (p. 1848), а впоследствии в Киеве (p. 1865).
В современной экономической литературе товарная биржа рассматривается: во-первых, как экономическая категория, отражает составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартность, взаемозаминюванисть; во-вторых, это хозяйственное объединение (общество) продавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли, облегчения, ускорения и удешевления торговых соглашений и операций. Такие объединения создаются для улучшения торговли, быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорения оборота капитала.
Члены биржи имеют выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах. Члены товарной биржи, которыми могут быть как посреднические (брокерские, торговые) производственные фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствии с установленными биржевых правил заключают сделки купли-продажи товаров по ценам, которые складываются непосредственно в ходе торговли в зависимости от соотношение спроса и предложения на них. Это свидетельствует о том, что биржа является особым циноутворюючим механизмом. Это один из определяющих целей ее деятельности.
- это ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции по стандартам, образцами в специальном месте, где цены на товары складываются в условиях свободной конкуренции.
Итак, товарную биржу следует рассматривать как рынок рынков. Крупные биржи, на которых концентрируются спрос и предложение товаров мировой торговли, дают возможность определить емкость рынка и условия конкуренции, обменяться информацией. Биржевая цена как результат свободной конкуренции определяет направления для других рынков.